среда, 1 августа 2007 г.

Про наемных работников


У меня нет слов. Очередной "кидок" со стороны наемного работника. Но обо всем по порядку.

Я учился в универе по целевому контракту от гос. предприятия. Они за меня платили что-то до $100 в год. За такую щедрость я должен был отработать потом у них несколько лет. Преддипломную практику тоже проходил у них. Выбрал тему, которая была бы интересна и мне, и им. Вышел на работу и пробыл там ровно один день. Это же мрак: по коридору постоянно мельтешат люди, всем что-то надо, грузят друг друга проблемами, постоянные звонки... Но почему-то в конце дня мне показалось, что ничего не сдвинулось с места. Похоже, что люди просто создавали видимость работы.

Сразу после окончания универа я случайно устроился работать в коммерческую фирму по торговле водкой. Если вы думаете, что там нечего делать программисту, то это не так :) У нас было самое современное железо, внутренняя сеть, проходящая через половину Украины. В 2001 году про беспроводную сеть я читал только в журналах, а у нас она тоже использовалась. Потом появились сканеры штрих-кодов и многое другое.

Работать было тяжело, но интересно. К сожалению, постепенно фирма стала увеличиваться как по количеству филиалов и работников, так и по всяким корпоративным заморочкам, которые мешали жить. Через 2 года мне тоже пришлось создавать видимость работы, и в течение года решился на увольнение.

Вольные хлеба мне удались: за год работы на себя удалось увеличить доходы раз в 10. Потом темп роста снизился, но все равно он был и, надеюсь, будет. Я стал не успевать заниматься всеми проектами сам, поэтому решил открыть офис и нанять туда людей. Вот тут и ожидал облом за обломом.

Не знаю как сейчас, несколько лет назад зарплата в моем городе в размере нескольких сотен долларов была высокой. Я готов был платить в 2 раза больше. Но как объяснить зомбированным людям, что нужно не создавать видимость работы, а именно пахать и получать достойный гонорар. А еще мне просто не доверяли. Ведь действительно, кто я такой? Молодой, нигде не работаю, точнее, не числюсь. Материальных товаров нет. Покупателей нахожу через какой-то интернет, который потрогать нельзя. Ну, есть офис, но его, как и машину, родители подарили, наверное...

Были и ошибки с моей стороны. Например, я не мог конкретно сказать сколько будет получать человек. Ведь мой доход напрямую зависит (или зависет?) от его работы, а я не знаю насколько он профи. Поэтому и мямлил типа: "Ну, я не могу сейчас назвать зарплату, надо смотреть, как ты работаешь. Но обещаю, что она будет высокой". LOL. Я бы на такие условия тоже не согласился :)

На офисных работниках пришлось поставить крест. Остались удаленные. Если людям предлагать зарплату за месяц, то предполагается, что они будут работать 40 часов в неделю без пауз. Я знаю только одного такого человека. Сам хоть и сижу за компьтером много, часто занимаюсь фигней. Контроль времени для удаленных работников обеспечить тяжело. Поэтому остается оплата за проект целиком или почасовой гонорар. Естественно плачу после выполнения задания.

Я стараюсь давать такую работу, которая была бы интересна человеку. Но все-таки люди работают ради денег :) Поэтому для определения размера гонорара я в письменном виде формулирую задание и спрашиваю сколько денег хочет получить человек за его реализацию. Если меня устраивает названная сумма, то сотрудничаем дальше.

Логично предположить, если найден человек для работы, можно расслабиться и заниматься своими делами. Но все не так просто :( В июне я задумал новый проект, который мне показался перспективным. В нем нет ничего сложного, достаточно уметь пользоваться гуглом и правильно писать на русском языке. Обратился к человеку, с которым раньше работал, он согласился поучаствовать. Сам он парень неплохой, видимо решил освоить новую профессию, поэтому закончил курсы программистов и дополнительно спросил есть ли какое-то задание по части программинга. Без опыта работы глупо доверять написание важного кода, поэтому я посоветовал ему заменить ручную часть работы в проекте на полуавтоматический режим: написать программу, которая бы производила нужный поиск, парсила текст, заносила результаты в базу данных, а потом бы он уже дописывал текстовки.

Через пару дней он извинился, что на основной работе завал, потом он поехал отдыхать на несколько дней, потом еще отмазки, еще, еще... В конце концов он сдался и посоветовал мне поискать другого работника. Спрашивается, какого черта я потратил минимум полтора месяца впустую? Неужели сложно оценить свои силы, а не тупо гоняться за подработкой? Почему люди не понимают, что чем больше времени они трудятся на меня, то тем больше они завоевывают мое доверие. Ведь можно нанять еще людей, а зарекомендовавших сотрудников поставить во главе.

Работает на меня один человек. Я очень доволен им. Но у него есть хобби, поэтому он мне уделяет всего несколько часов в день. Развиваться не хочет, денег не хочет, ничего не хочет. Предлагаю ему работу, в ответ слышу: "Если тебе это очень надо, я бы мог этим заняться". Я в ауте, не знаю какой подход лучше выбрать для таких творческих личностей. Бонусы предлагал, не работает :( Может вы посоветуете?

29 комментариев:

  1. З творчими особами, не все так просто. Їх можна зацікавити цікавою роботою, але це все не надовго, так як вони швидко згоряють і їм стає нецікаво. Потім вони почувають себе винними і ні до чого доброго це не призводить. Принаймі в мене був такий досвід.

    Я думаю найкращий варіант це old-school схема, знайти спеціаліста для якого основна мотивація це гроші. Але це так само до пори до часу, поки він сам не додумається як заробити гроші самому.

    ОтветитьУдалить
  2. Офигительный пост! Давненько такого не читал...
    По теме:
    Проблема есть и будет только усугубляться. Выход один - разбивать работу на очень простые фрагменты, которые могут быть реализованы за краткий период (1-2 дня). Плюс расширение списка кандидатур на временных работников. Можно использовать ложные объявления о приеме на работу для предварительного отбора...

    ОтветитьУдалить
  3. На меня сейчас работают удаленно 4 человека фуллтайм, еще один парт тайм.

    Всеми более-менее доволен.

    Посоветовать хз..

    Я предлагаю участие в доходах, созданным человеком плюс минимальную ставку для поддержания штанов. При чем доход (процент) сохраняется лишь в том случае, если человек выполняет минимально оговоренный с ним заранее объем работы в мес. Если человека такой подход не устраивает - мне с ним не по дороге.
    Во-первых, он сам в себя не верит, что может приносить пользу. И не верит в свои проценты, он верит в большую ставку, которая не зависит от его работы.
    В-вторых, при достаточно высокой доле доходов - необходимость выполнять работы для сохранения этой доли заставляют человека сохранять работоспособность.

    Бывают такие, что соглашаются сначала, а потом отпадают быстро. Ну, значит, не по пути.

    Минус (ну условно минус, я его реально минусом не считаю) - значительно более высокий уровень доходов. Т.е. выполняя работу на 100 баксов по нынешним тарифам, иногда плачу по 400 и 500 за нее. Но, в общем, зная, что благодаря человеку в это же время я лично заработал 900 - меня это не сильно беспокоит.

    Еще минус - не всегда получается адекватно оценить доходность вклада. Ну тут уже выкручиваюсь как могу.

    ОтветитьУдалить
  4. про того, кем ты доволен, ты его никак наверно не смотивируешь. Сам знаю таких людей, я их просто благодарю (материально).

    По поводу наемных работников вообще - нужно прежде всего самому знать чего ты от них хочешь, потом, можно например написать должностную инструкцию, - это примерно тоже самое, что ТЗ для программера.

    ОтветитьУдалить
  5. Проще всего, конечно, замотивировать человека деньгами. Вопрос лишь в количестве. И когда понимаешь, что это количество шкалит за разумные пределы, начинаешь поиск иных средств мотивации.
    Именно в этом офисные работники отличаются от наёмников. Важная мотивация, ради которой они ходят на работу — тусовка.
    Создай эту тусовку такой, чтобы она привлекала нужных тебе людей, как мух на мёд. Это сложно, но когда это получится — результат тебя приятно порадует. Именно в этой тусовке только и есть возможность отобрать тех еденичных персон, с которыми можно сколотить большое дело. Нужно конечно всегда быть готовым к тому, что на тонну песка один грамм золота.

    ОтветитьУдалить
  6. Я в ауте, не знаю какой подход лучше выбрать для таких творческих личностей. Бонусы предлагал, не работает :( Может вы посоветуете?
    Попытайся связать твои задания с его хобби.

    ОтветитьУдалить
  7. просто представить не можете как я вас понимаю

    у меня у самого небольшая софтвреная компания - плачу процент от продаж оаботнику
    думал это самый лучший варинт
    хренв вам
    человек доходит до того минимума которго ему хватает и прост перестает работатьё =(

    я уже фиг знает что делать
    одному уж сил нет и неперепрыгнуть выше чем шас =(

    ОтветитьУдалить
  8. Что делать вообще? Никто не знает.
    Что делать с данным кадром? Все очень просто. Он тебе сам подсказал решение "Если тебе надо..."
    Этому человеку важно быть полезным!!!

    Покажи ему насколько это для тебя важно. Покажи насколько это важно для твоих клиентов. Пусть почувствует себя немножко богом.

    ОтветитьУдалить
  9. Пост классный. Насчёт людей, которые согласны получать мало, лишь бы создавать видимость работы - это прямо в точку. Что забавно, когда происходит сокращение штатов, и эти люди увольняются, компания ничего не теряет ни в плане производительности, да ещё и выигрывает в плане логистики :)

    ОтветитьУдалить
  10. Деньгами ты его не заманишь, это дохлый номер. Раз подход у него творческий, нужно дать ему простор для творчества. Попробуй такой способ. Скажи ему, что твои конкуренты сделали мега-фичу, которая тебе очень понравилась. И спроси, сможет ли он сделать такую же или лучше. Т.е. создать конкурентную борьбу, чтобы поволновать ему кровь :)

    зацени линк

    ОтветитьУдалить
  11. На моей практике приходится с людьми работать проектно периодические их меняя. Т.е. поработал с человеком и потом вернулся к нему через пару месяцев.

    Из всех только один меня удовлетворяет в работе. Семейный, с детьми, сам спрашивает, есть ли работа.

    IMHO одинокие и бессемейные быстро сходят на нет и изображают кипучую деятельность.

    ОтветитьУдалить
  12. Отличный пост - абсолютно та же ситуация с удаленным работником англичанином. По идее, он должен выполнять определенный объем работ в месяц. Но после года сотрудничества я поняла, что сначала он согласиться, потом заболеет, потом отнесет в мастерскую комп, потом уедет в отпуск, etc... Но в конце-концов все сделает. Пыталась искать других - только хуже:( Мой выход из положения прост: под месячныи объемом даю объем работ на 2 месяца, чтобы мне хватило материала на время его проволочек. Так и живем:) Да, и почему мы простое распиздяйство называем творчеством?

    ОтветитьУдалить
  13. Я фигею.

    И эти люди еще что-то вякают о "честно заработанных деньгах"? Типа если заработал $1K, то это честно, а если $1M - то нет?

    Я сам еще только подбираюсь к 2K. Но имхо, если кто-то сделал полезного на 1М, например продал 10 тыс. копий софта по 100, за которые реально заплатили, то он этот 1М заслужил. А иной сидящий на окладе 1К - обыкновенный тунеядец. Все равно что бомж, которому этот самый борец за честность подаст 25 копеек и будет считать себя в расчете с совестью. Как бы это еще внушить некоторым наемникам? Я думал, такая позиция присуща только лицам за 50, а оказывается, у нас под боком растет поколение паразитов!

    Однако это лечится - сам когда-то жил подобными мифами. Подозреваю, что всему виной прививаемый еще в садике коллективизм. Известно, что когда команда перетягивает канат, то усилия каждого падают в 2 раза по сравнению с тем, как он бы перетягивал его один-на-один с соперником. Здесь нужно строить схемы "воспитания", имхо. Даже рабочих на заводе можно превратить в ответственных участников бизнеса:), если предпринимать для этого специальные меры.

    2 _az_
    "И когда понимаешь, что это количество шкалит за разумные пределы, начинаешь поиск иных средств мотивации."
    Критерий тут прост: если это количество отбивается - платить его не зазорно. Человек, который знает, как продать товара на миллион и получить 100К прибыли, не будет работать с тобой за "максимально разумную" зряплату в 3-5К. От такой зряплаты он уйдет куда-нибудь в МЛМ и будет загребать там десятки тысяч. То же касается и фрилов, работающих с западом - ну на кой черт ему твоя "средняя по отрасли" зряплата? Ты ему забашляй во-первых за выполнение, во-вторых за присутствие и готовность к работе по приказу. То есть накинь еще 25-30%. А если это не выплачивается - то значит, никакая такая готовность и срочность не нужна, и сидеть с 9 утра в офисе ему тоже незачем.

    ОтветитьУдалить
  14. Кстати, херь какую-то пишет это Джоэл. Его советы рассчитаны на тех, кто хочет, чтобы на него работали цыплята. Наоборот, мне известна куча примеров, когда деньги (прямая и прозрачная схема ответственности за результат) развязывали затянувшийся бюрократический узел - безответственность целого отдела. Человек - не цыпленок, а участие в разработке софта - не такое благо, чтобы за одну возможность делать это можно было бы делать это задаром. Пускай этот гей Джоэл (известный факт) мотивирует таким образом других геев, а нормальные люди будут зарабатывать деньги.

    ОтветитьУдалить
  15. интересно ты начинаешь рассказ о кидке с того, что сам кинул своего работодателя, оплатившего тебе учебу.

    ОтветитьУдалить
  16. > Кстати, херь какую-то пишет это
    > Джоэл

    ты наверное очень глупый и ничего вообще не понимаешь. Джоел платит своим работникам очень высокую зарплату, за счет этого отбирает хороших работников и не ебет им мозги потом со всякой хренью.

    ОтветитьУдалить
  17. Мотивации бывают разные.

    Есть еще такое понятие коллектив дух.

    А вообще заметил, деньги могут платить любые, но если делаешь то что тебе не нравится или ходишь на работу которая раздражает - это ни как не мотивируют.

    Наверное на первое место все таки стоит ставить не материальный аспект а "духовный".

    Лучше челу создать условия комфортные и при этом не много повысить з/п, чем повысить з/п на много но условия не создавать.

    Как работать с удаленщиками - ХЗ.

    Но в общем-то, в коллективе где все пашут, ужиться тому кто создает только видимость - будет трудно, так же и наоборот :)))

    Вывод: подобрать начальных пару людей, которые реально хотят работать и получать за это деньги.

    А так вообще, было бы не плохо вводить отпуска прнудитльные по завершению некотрых >>> проектов.
    И заставлять уезжать куда-нибудь по дальше на море хотя бы на неделю.

    ОтветитьУдалить
  18. Гм, это все подход со стороны работодателя. Уважаемые, наверное, уже давно забыли, как может выглядеть ситуация с другой стороны.
    На эту тему есть перевод здесь http://putnik.net.ua/index.php/uncategorized/2007/08/01/prekratite-demotivirovat/

    Не могу не согласиться: дело не только в деньгах. Мне не нужна зарплата в 3 раза больше чем сейчас, если при этом придется стать трудоголиком, выслушивать тупого босса, и отбиваться от гадючника в бухгалтерии
    Ессно утрирую, это все например, имхо и ни про кого конкретно :)

    ОтветитьУдалить
  19. Вообще-то не плохо бы для начала познакомится с опытом других людей, прежде чем изобретать велосипеды. Что ты по менеджменту кроме "парадигмы Сушко" реально применял? :)


    На самом деле, Леша, ты сам не понимаешь что нужно людям, которых ты нанимаешь. Почему ты решил, что им должно быть интересно, то, что интересно тебе? Почему ты считаешь что им важно твое мнение?

    Любой человек хочет делать меньше, получать больше. Даже если это его любимое дело. Ты даешь людям работать меньше? Отож... Небось еще и торгуешься за каждый таймшит :)


    Я, как ты знаешь, сейчас на пенсии. Но планирую новый бизнес в ближайшие год-два. Так вот, наемными людьми там будет максимум секретарь-масажистка и кухарка (и то не факт что не кто-то из родственников готовить будет :). Остальные люди по найму, в шароваре и коммерческих веб-сайтах, нафиг не нужны!

    Настоящие "продаватели" в найм себе дороже, да и работают они за процент часто больше 50. Хотя именно они зарабатывают бабки, так что экономить тут нечего...

    Девелоперов брать в найм - жопа! Каждый девелопер уверен, что именно он сделал такой классный продаваемый продукт и никогда он не согласится что в любом софтварном продукте девелопмента всего 5-10% от общей работы. Мотивируй их еще постоянно... Да кому они нужны после релиза стабильного билда :)

    Рутинщики (саппортеры, старшие куда пошлют) еще куда не шло, но с этими обычно проблем не возникает если брать женщин, им такая работа больше по душе.


    Заполучить классного девелопера на продукт можно только отдав ему весь продукт на техническую реализацию, оставив за собой маркетинг. Стратегию развития и то надо вместе обсуждать! А на это пойти - очень серьезный шаг. Мало того, что можно продукт потерять вместе с уходом команды. Надо очень четко оформлять и поддерживать сотрудничество. Вариант "все уволены" тут не пройдет. А если будет продажа компании или продукта за "большие деньги" на сторону и что-то не обговорено - можно и нож в спину получить :(

    Так что выбирай, или работаешь сам, или ты мучаешься с лентяями и бездельниками за свои "капейки", или работаешь с полноценными партнерами, но получаешь грабли 2го порядка.

    Есть вообще-то классный вариант - не работать вообще :) Но если честно, скучновато это...

    ОтветитьУдалить
  20. Я почти уверен, что в моей книжке про мотивацию вы найдете ответы почти на все заданные вопросы :)

    Если работа идет не так, как хочется, 90% - проблема именно в мотивации.

    ОтветитьУдалить
  21. To Stas:

    И тебя еще кто-то на работу берет? :)

    За выходку с кондиционером тебя если б не уволили, то как минимум по шее надавали твои же сотрудники...

    А несоответствие трудового договора КЗОТу лечится реалной бейсбольной битой или принудительным путешествием в лес :)

    Если ты ничего не должен работодателю, то и работодатель ничего не должен тебе.

    ОтветитьУдалить
  22. Статейка супер!

    ОтветитьУдалить
  23. Мда, такие классные комментарии (спасибо!) заслуживают отдельного поста. Займусь, как обработаю полученную информацию.

    ОтветитьУдалить
  24. Когда сталкиваешься с такой проблемой в малом бизнесе - думаешь - это проблема, потому что ты ничего не можешь гарантировать. Но чтобы обойти слово гарантии, я придумал слово СТАТИСТИКА - типа есть менеджеры, которые зарабатывают столько, есть - вдвое больше, серединки не бывает. К какой категории будешь принадлежать ты - выбираешь сам. Причем верхний сегмент - это выше, чем ему хотелось, а нижний - ниже. Так вот - практически все на собеседовании говорят о средних гарантиях. Это убивает напрочь. Но оказывается в крупном бизнесе все тоже самое - цена вопроса только повыше, но знакомые топ-менеджеры повторят слово в слово мои рассказы. Такое чувство, что на смену диким 90-м годам - авантюрным, но динамичным, мы возвращаемся в совковые 80-е - где ключевым словом было не зарабатывать, а ПОЛУЧАТЬ.
    И хрен ее знает, что делать...
    Остается создавать и внедрять человекозамещающие технологии:)

    ОтветитьУдалить
  25. "Не могу не согласиться: дело не только в деньгах. Мне не нужна зарплата в 3 раза больше чем сейчас, если при этом придется стать трудоголиком, выслушивать тупого босса, и отбиваться от гадючника в бухгалтерии"

    Это, вообще говоря, не мотивация, а необходимость. Все перечисленные факторы суть тормоза и их необходимо устранять однозначно. Но они сами по себе не мотивируют.

    Мотивирует обратная связь. Когда человек видит, что его результативность что-то приносит. В этом смысле любой фиксированный оклад - зло, ибо при нем человек мотивируется разве что энтузиазмом, который без отдачи быстро иссякает. Или вскрывается схема, например "здесь раз в год повышают ЗП и на новый год платят бонус", значит перед НГ и перед очередной годовщиной надо напрячься, а в остальное время расслабиться. И таким образом цель сотрудника вступает в противоречие с целью компании (например, у манагера на проценте их направление совпадает - "продать больше"). Нужно ли это кому-нибудь?

    А Джоэл может и большой оклад платит, но философия его кастовая. Типа, не смотрите сотрудникам в монитор - и они вас полюбят. Ага, в позе рака. Если большой оклад "развращает", то только потому, что он платится автоматом чисто за статус, нет прямой отдачи от результата. Во многих компаниях это понимают и внедряют разные схемы на основе SOA (каждая производственная операция - это услуга по запросу). А тут получается "поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что". Вот у Грэма четко сказано: платите. Адекватно. Хороший девелопер, способный разместить флажки так, как будет удобно пользователю, и назвать их по-человечески, уходит в шаровару или во фриланс - отчасти из-за неоправданной корпоративной политики, отчасти из-за неадекватной схемы оплаты. Оклад - это игла, которую распознаешь, только если на ней не сидишь. Он также вносит весомый вклад в идеологию потреблятства, но это уже оффтоп.

    ОтветитьУдалить
  26. А ты не пробовал БОЛЬШЕ людей просеивать через сито? Есть реально ответственные мотивированные люди, которые без пинков работают качественно и в срок - но их надо искать. А иначе удаленка - дохлый номер. Либо просеивать людей, либо делать нормальный офис и нормальный контроль. Ну и платить хорошо - это очень важно. Платишь меньше чем человек себя оценивает - он халявит. Больше - работает лучше, т.к. совесть подгоняет.

    ОтветитьУдалить
  27. А какая раббота нужна? Мне например в кайф статьи писать на темы... разные.
    опубликованые статьи здесь

    http://shkolazhizni.ru/authors/smeet/

    , стиль в основном "Как сделать то-то и то-то"

    Груздев Михаил

    ОтветитьУдалить
  28. Абсолютно согласна с Вашим мнением. Практически со всеми российскими компаниями web-девелоперами в работе возникают такие же ситуации. Мотивировать приходится криком :( В общем, жаль, что я не разработчик, в работе мы бы поняли друг друга.

    ОтветитьУдалить
  29. Мое личное мнение имхо, что во всем посте проглядывает такое наглое "я начальник, ты дурак", что прямо таки нет слов. Даже солидные фирмы, с соцпакетами и всяческими бонусами имеют какие-никакие проблемы с персоналом, потому-что люди это всегда реальные человеки, и не роботы.

    А тут просто чувак ищет людей на удаленку и требует чтобы они "пахали" просто за деньги на подработке, которые он платит немерянные. Да еще и зарабатывали себе репутацию в его глазах, в надежде, что когда нибудь он откроет свое дело и поставит деловых работников на руководящие должности.

    Очнись, кремлевский мечтатель, и будь проще в общении с людьми, они такие же недалекие как и ты.

    ОтветитьУдалить